Sunday, October 5, 2008

Ну что вам рассказать про Сахалин...

Прочитал вот заметку у Экслера, и живо вспомнилась собственная поездка на Сахалин в 1991...

Зима. Ил-86 садится на дозаправку в Норильске. Идёт по застругам на посадочной полосе с таким грохотом, что кажется, что развалится прямо сейчас

 После 5 часов полёта хочется размять ноги, пойду, думаю, подышу свежим воздухом.

Щас.

За бортом -40°C, меня хватает секунд на 30, после чего я влетаю обратно в салон как ошпаренный и не вылезаю оттуда до самого конца полёта.

Самолёт часами летит над нетронутой тайгой. Присутствие человека не наблюдается - только начинают изредка быть видны вырубки по мере приближения к берегу океана.

Самолёт приземляется в Южно-Сахалинске. Выхожу и не понимаю, куда я попал - все лица жёлтые с узкими глазами, почти все машины - японские, с правым рулём. Потом таки легчает на душе, когда слышу русский язык.

Сопки вставляют - уж очень необычная структура для европейца.

Иду в столовую, пообедать. По бедности пропускаю деликатес (красную рыбу) и скромно беру кусок мяса. Удивляюсь по поводу астрономической цены, в ответ на что мне объясняют, что если я хочу деликатесов, то чтобы не жаловался. Деликатес - это, оказывается, мясо. Красная рыба - полкопейки, у них там её вагон, нерестится в ручье посреди города.

Чуть не набили морду, когда я встрял в разговор по поводу передачи Курил Японии. Они её, оказывается, сильно не любят (не знаю, как сейчас, но в 1991 точно), потому как думают, что японцы всех работать заставят, а кому это нафер надо.

Получил умный совет от человека, с которым прилетел - "не говори местным, что ты вообще заходишь в магазин что-то покупать". Оказывается, это у них комплекс - они считают, что люди с материка приезжают скупаться и выносят из магазинов *всё*.

Не знаю насчёт всего, но я там таки купил себе часы механические, советского ещё производства. Этим летом обнаружил, что мой отец их всё ещё носит и они всё ещё идут точно, 17 лет спустя.

Вот чего на острове нет точно, так это газа. Ещё в те времена обсуждался проект пустить газопровод до материка по дну, и вот теперь его вроде к 2011 коду обещают запустить.

По дороге назад АН-24 летит минут 20 поперёк дельты Амура.

7 часов перерыва между рейсами в Хабаровске. Делать совершенно нечего, решил походить по Хабаровску пешком. Доехал на единственном троллейбусе до конечной, посмотрел на Амур, и пошёл обратно в аэропорт, плюнув на -20°C - в Киеве в это время было примерно столько же, так что одет я был по погоде.

Масштабы города просто потрясают. Расстояние между отдельно стоящими домами - как расстояние между кварталами в Киеве. Архитектура гораздо более взрослая, чем в Киеве, полуразрушенном в войну и перестроенном большевиками. Приятно было там находиться, жаль, что больше туда, наверное, никогда не попаду.

Как, впрочем, и на Сахалин.

No comments: