Wednesday, February 4, 2009

Дзен, горе от ума и дилемма Самоделкина

Это ж как получается? Живёт себе персонаж. Инженер, сын инженера. Растёт во время всеобщего дефицита. Видит, как всё вокруг делается своими руками. Потом, во времена перестройки или около того, его ознакамливают с концепцией "проще заработать и купить, чем делать самому" (© Лёня Вознюк, 1984). Долгое время сопротивляется, но с приходом свободного рынка начинает сдавать свои позиции, а с переездом в другое полушарие переходит во вражеский лагерь полностью - понимает наконец, что E39, или, скажем, тенор-саксофон сам хрен сделает (дополнение: E28, однако, восстановить, оказывается, просто в полпинка).

Однако, прямо тут и начинается дзен.

Дело в том, что советскому человеку, в силу крайней скудности материальных ресурсов, был неизвестен принцип:
Человек может себе что-то позволить не тогда, когда может его купить, а тогда, когда может его содержать.
Ну а когда вокруг чёртова гора всяких чучек (причём, заметим, не обязательно "роскоши", без которой можно прожить, а именно ежедневно необходимых вещей - автомобиль, водопровод, канализация, отопление, электроприборы, наконец, просто крыша над головой - она течёт), то вероятность поломки чего угодно существенно повышается (p1 * p2 * p3 * ... * pn, где pk < 1, помните?). Ну а когда в дело вмешивается копроэкономика, то дела становятся совсем плохи - pk становится существенно меньше единицы.

И человек сперва удивляется, что ему не везёт, ругается вполголоса, потом начинает заказывать всякие страховки, потом начинает понимать, что никакая страховка не поможет, потому как там царят всё те же законы копроэкономики, и наконец дозревает до понимания того, что никаких денег просто не хватит даже на кой-какую работу, а для хорошей работы и людей-то не найти, сколько бы ни предложил заплатить, и надо закатывать рукава и делать всё самому.

Закатывает и начинает. Наступает на все обычные грабли (опыт - это то, что появляется прямо сразу после того, как он нужен), поскольку многое делается в первый раз. Однако, на его стороне время, и потихоньку всё начинает становиться привычным, и всё идёт пучком.

Но копроэкономика наступает, и уровень энтропии возрастает.

И тут дзен наносит второй удар - если раньше фактором во взятии дел в свои руки могли быть деньги, то теперь уровень осознания реальности существенно выше, и куда ни бросить взгляд, везде следы рук халтурщиков и дармоедов. И выбор стоит - проще закрасить, чем отскоблить. То есть проще всё разломать нафиг и сделать новое, чем чинить то, что дармоеды сделали. Но вот проблема, слишком уж много всего надо ломать, а в сутках всего 24 часа, и жизнь всего одна.

И опять вспоминается Урсула Ле Гуин -
Когда ты молод, ты слаб, но все дороги мира открыты перед тобой, и ты можешь пойти по любой.

Ты становишься взрослее и сильнее, ты можешь сделать больше, но выбор, который стоит перед тобой, ограничен теми знаниями, чт ты приобрёл по пути.

И когда ты становишься мудр и силён настолько, что ты можешь делать всё, ты делаешь только то, что делать действительно надо.
Вот тут и начинается настоящий дзен. И идёт Самоделкин по жизни, игнорируя энтропию, накапливающуюся вокруг, потому как наконец подружился с вторым началом термодинамики.

No comments: