Thursday, July 31, 2008

odnoklassniki.ru: Defective By Design

Некоторое время назад Крокодил написал (ныне упрятанную) заметку по поводу того, как можно было бы сделать odnoklassniki.ru в сто раз круче, чем он есть. Он там прошёлся по поводу того, насколько удобно можно было бы следить за изменениями на страницах друзей, используя современные технические средства типа RSS. Для тех, кто знает, что это такое, это самоочевидно, а для тех, кто не знает - кхгм, пойдите и почитайте наконец (здесь чуть поменьше, но по-русски).

А я собираюсь попытаться выразить мнение, что они об этом знают и сознательно его игнорируют. Давайте-ка посмотрим.

Согласно моим воспоминаниям, я учился в двух школах и одном институте (всего три). Согласно таксономии на одноклассниках, их было 15 (да и то потому, что я задолбался искать остальные - там одних политехов штук пятнадцать). Жил я в одном городе. Одноклассники считают, что в пяти: Киев, Києв, Київ, Kiev, Kyiv. Ну и далее по тексту.

Умно? Нет. Удобно? Нет.

Выгодно? Абсолютно.

По приблизительным подсчётам, на каждой странице от трёх до пяти рекламных блоков.

Теперь помножим это на количество друзей, за изменением состояния которых хочется смотреть. Я думаю, не ошибусь, если предположу, что это количество будет в среднем около или выше сотни.

Теперь помножим это на количество своих сообществ.

И вот как раз во столько раз больше прибыли приносит горбатый дизайн.

Не забудем ещё, что страницы автоматически обновляются раз в минуту.

Куча денег. И делать ничего не надо. Наилучший способ ведения бизнеса - сиди себе и считай монетки (справедливости ради, надо отметить, что они таки его улучшают, но не в вышеописанной области).

Но они всё-таки себя в ногу встрелят, и я сейчас попробую предположить, как именно.

Как происходит общение человека с сайтом? Всегда одинаково: пришёл, пошёл искать свои сообщества, увидел кучу, занёс себя во все, которые подходят, нашёл всех, кто ему интересен, и сидит, прочёсывает сайт в поисках всё новых или вновь прибывших.

Потом до него доходит, что он слишком много времени проводит на одноклассниках, а тем временем дети некормлены, корова недоена, и жена... ну сами знаете. И он начинает потихоньку отползать в сторону, заходя на сайт всё меньше и меньше, пока наконец не скатывается до одного-двух краткосрочных визитов за месяц, да и то не с детальным поиском, а просто для порядка... Просто потому, что некогда, и каждый новый заход иллюстрирует понятие закон убывающей доходности. Никого нового нет, ничего нового не происходит, а если и происходит, то хрен найдёшь, по вышеуказанной причине. Вот и сползает народ в личную переписку и подписывается на блоги, которые многие ведут, и читает всё через RSS без мороки. Мимо одноклассников.

Тем временем, количество городов, весей, сообществ и их членов множится в геометрической прогрессии далеко не первого порядка, подгребая под себя всё новое и новое железо - если кто забыл, геометрической прогрессии новое железо пофиг, она его на лопатки сразу уложит. Сколько там у них серверов на сегодня? Думаю, не меньше пары десятков по скромным подсчётам. Я думаю, если они таксономию быстренько не починят, она их прямо там и похоронит.

Таким образом, сайт срывает куш на начальном всплеске, и куш, как было показано выше, немаленький. Но вот длинный хвост... совершенно потерян. А если бы поставили RSS, могли бы продолжать стричь купоны сами, и людям бы меньше возни было.

Но я не думаю, что у них до этого скоро руки дойдут... На всякий случай - время пошло.

No comments: